|  
 | 
    
 
 
	
		| 
		 
		
				
		 |  
				
		
		 | 
		
		
  
		
		 | 
	 
 
 
 
	
		
Тольятти 
		Тольятти расположен в Самарской области. Это самый большой город России, который не является региональным центром. 
		Здесь живет больше 700 тысяч человек. Город занимает девятнадцатое место в стране по численности населения. 
		Площадь Тольятти — около 300 км2, что в пять раз меньше Санкт-Петербурга. 
		У приезжих город чаще всего ассоциируется с «Автовазом» и машинами Лада.
		 Тольятти растянулся вдоль северного берега Куйбышевского водохранилища, расположенного на Волге, — третьего по площади 
		искусственного водоема в мире. Местные жители обычно называют водохранилище по-простому — Волгой.
  |  | 
		 Очень часто встречается утверждение, что город Тольятти до своего переименования назывался Ставрополем-на-Волге. 
		Однако это мнение ошибочно. В 1777 году на Северном Кавказе был основан ещё один город, носивший тогда имя Ставрополь-Кавказский. 
		По аналогии уточняющее определение появилось у волжского Ставрополя, тем не менее, это название никогда не было официальным. 
		Встречается и ещё один вариант названия: Ставрополь-Волжский
		  
		 
		Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти), был основан в 1737 году известным историком, географом и государственным деятелем 
		Василием Татищевым как город-крепость для переселения крещёных калмыков и защиты русских земель от набегов кочевников. 
		
		 
		 Летом, 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна пожаловала крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной грамоту, 
		в которой было записано об основании города. Комендантом крепости был назначен полковник Андрей Змиев. 
	
		 Татищев предложил назвать город Епифанией, что в переводе греческого означает «просвещение», но Змиев и генерал Л.Я. Саймонов, 
		исходя из того, что в городе должны были селиться крещеные калмыки, предложили название «Ставрополь», что в переводе с греческого 
		означает «город креста».
		  
		 
		Анна Тайшина (урождённая Церен-янжи; ум. 1742) — калмыцкая княгиня, подданная Российской империи. 
		По её прошению был основан город Ставрополь (современный Тольятти), вокруг которого с 1739 по 1842 г.г. существовало Ставропольское 
		калмыцкое войско и Ставропольский калмыцкий полк.
		 Девушка происходила из древнего и знатного рода калмыцких князей–тайшей. Звали её Церен-янжи. 
		Ей было всего 14 лет, когда она вышла замуж за внука великого Аюки-хана - Баксадая- Дорджи. 
		Тогда она еще и подозревала, что вскоре ее супруга будут звать совсем иначе. 
		Шли годы, у супругов рождались дочери. Церен не вмешивалась в государственные дела, но однажды супруг призвал ее для важного разговора.
		Баксадай собирался в путь в русскую столицу, но не просто так. 
		Оттуда он должен был вернуться крещеным православным человеком, так что жене стоило приготовиться. 
		Крестить монгола намеревался сам царь Петр. Так его и решили назвать.
		 Фамилию новый русский князь получил по простому обычаю. Тайши - его родной титул, переделали в новое прозвище. 
		Ханом Русь Петра назначить не могла, но свою епархию он получил - стал князем крещеных калмыков. 
		Так русский государь оставил его между ханством и новой родиной.
		 Вскоре под покровительством Анны Иоановны Церен приняла новое имя. 
		Анна Ивановна Тайшина, урожденная хошутская княжна, теперь называлась иначе.
		Церемония принятия Церен-янжи императрицей Анной Иоанновной была прописана до мельчайших подробностей. 
		Крестили Церен-янжи 3 июля 1735 г. Восприемницей была сама императрица, поэтому ее нарекли Анной. 
		Петру и Анне Тайшиным был жалован княжеский титул. 
		 
		 Калмыки прожили в Ставрополе и окрестностях более 100 лет. Плодородные земли и тучные луга привлекли внимание помещиков, 
		да и самодержавие пожалело, что лучшие земли отданы калмыкам. 
		В 1842 году Николай Первый издал указ о переселении калмыков в Оренбургские степи. Город стал русским. Ставрополь быстро рос. 
		По переписи 1754 года, его население составляло 5 тысяч 695 человек. 
		В 1762 году в городе уже было 500 домов, одна школа, суд, больница, три церкви. Позже появились лесопильный завод, типография, ремесленные заведения.
  |  
Был Ставрополь - стал Тольятти         Наверх 
		Новая страница в истории города началась со строительством гидроэлектростанции имени Ленина (ныне Жигулевская ГЭС). 
		Тихий Ставрополь стал штабом гигантской стройки.
		 К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей.
		 
		 21 августа 1950 года было опубликовано Постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. 
		Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах 
		практически полностью был перенесён на новое место. После этого начался быстрый рост города.
		 28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город 
		Тольятти в честь Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти.
Монастыри. Соборы. Храмы  
Спасо-Преображенский собор         Наверх 
		Знакомо ли вам чувство разочарования? Без сомнения. Мы и не ожидали от этого города каких-либо открытий.
		 А получилось "с точнотью до наоборот". Как же приятно было столкнуться полностью полной противоположностью этому чувству. 
		Полный восторг и удивление мы испытали, когда увидели чудесный белый собор! Большой по размерам, но такой легкий, даже воздушный. 
		И не важно, что это новострой. Он все равно прекрасен! Ведь и древние соборы когда-то были новостроем))
		 А теперь несколько слов без эмоций.
		Адрес - улица Революционная,19. 
		 Первоначально предполагалось расположить Спасо-Преображенский собор на берегу Волги, но из-за большого расстояния 
		до жителей города было решено поставить собор ближе к жилым домам. 
  |  
		 
		 
		Поэтому для строительства использовали  бывший пустырь.
		 Территорию оградили красивой кованой решеткой, посадили деревья, превратив в парковую зону с пешеходными дорожками, клумбами 
		с цветами, зеленью и даже аистами.
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		 
		Купола собора сверкают на солнце, словно золотые. А на самом деле они покрыты нержавеющей сталью «под золото», если 
		по научному - это нержавеющая сталь с покрытием нитридом титана по цвету меди. 
		 Современные технологии позволяют создавать такую красоту! 
		 Собор пятиглавый, пятикупольный. Огромный, центральный купол  весит 26 тонн. Специальным подъемным краном устанавливали его на место.
		 И вот мы на территории самого собора. Несколько раз обходим его вокруг, чтобы получше рассмотреть со всех сторон. 
		Здание очень высокое (62 метра от уровня земли). 
		Прочитали, что Спасо-Преображенский собор по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в 
 		Санкт-Петербурге. Очень может быть. 
  
		 
		 
		 Издалека полное впечатление, что  собор может быть и старинным, но вблизи очень видно, что здание современное.
		 Если можно так выразиться - «старорусский стиль в современной обработке».
  |  
		 
		 
		 
		Очень непривычно выглядит крыльцо, такого мы еще нигде не видели. 
		 Над входом - мозаичная икона. Мозаики уже очень во многих храмах видели, они сохраняются лучше обычных росписей и 
		при этом сверкают на солнце.
  |  
		 
		Автор архитектурно-дизайнерского проекта — Дмитрий Сергеевич Соколов — известный московский архитектор, более тридцати 
		лет работавший в области церковной реставрации и современного храмоздательства, почетный архитектор России, член Союза 
		Московских архитекторов, член Союза Московских писателей, член Союза художников ЮНЕСКО, главный архитектор архитектурно-реставрационной 
		компании "Практика", автор 38 новых храмов, автор 16 реализованных проектов реставрации храмов.
		   
 |  | 
 
		
		 Спасо-Преображенский собор был построен за шесть лет (с 1996 по 2002 год). 
  |  
		 
		 
		Заходим в храм. Просторно, пышно и богато.		
		 Необычный стиль оформления храма объясняется вплетением в нашу русскую культуру - византийского стиля.
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		 
		Очень много мозаики, она тут на каждом шагу. Мраморной мозаикой из двенадцати видов мрамора выложен пол.
		 Много изразцовой мозаики: мозаичные иконы отделаны керамическими изразцами, изразцы установлены  также под карнизами, закомарами и в нишах. 
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		Внутри храм освещен тринадцатью многосвечниками - паникадилами. 
		Они представляют собой сложную конструкцию с нижней, широкой частью в форме обода, с верхним многоярусным поликандило.
 		 Центральный светильник состоит из семи ярусов и имеет высоту около 10 метров.
  |  | 
		 Ну а теперь самое главное в храме - Центральный иконостас! Великолепный, 15-метровый, с иконами в серебряных окладах. 
		 16 икон  в драгоценных окладах изготовили тольяттинские ювелиры к открытию собора.
  
		 
		 
		 
   |  | 
		 В Храме все сделано уже по-современному: есть и радиотрансляция, и система вентиляции, и охранная и пожарная сигнализация. 
		 По вечерам работает подсветка здания.  
		Вот только вечернего вида храма мы уже не увидели. Нам пора дальше в путь.
  |  
		 
		 
		 
		 
		 
		Рядом со Спасо-Преображенским собором - Иоанно-Предтеченский храм – крестильный.
		 Храм находится в двухэтажном кирпичном церковном доме, внешне выделен апсидой и главкой на коньке двускатной кровли и 
		представляет собой базилику. 
		  
		Базилика (базилика — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольного плана. 
		В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. 
		В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. 
		Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. 
		В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.
		  
		Храм рассчитан на 600-800 человек и представляет собой систему помещений, 
		усвоивших древнюю традицию сочетания сакрального пространства с трапезной и кельями по образцу монастырей. 
		 В самом храме сооружён баптистерий (купель для крещения взрослых); детей крестят в отдельной напольной чаше. 
		В тех же старинных традициях оформлен второй этаж – хоры. 
		 В интерьер встроены напольные киоты с писаными образами – Крещения Господня и Архангела Михаила. 
		В одном ряду с ними, в нише, размещена икона святого великомученика Пантелеимона. 
		Окна малых размеров не пропускают лишнего света. 
		Живопись, выполненная в зелёных, коричневых и синих тонах, формирует цветовую гамму, располагающую к сосредоточенной 
		молитве, состоянию сердечного мира и внутренней гармонии. 
		Иконостас для крестильного Иоанно-Предтеченского храма был изготовлен в иконописной мастерской Новоспасского монастыря иконописцем А. В. Вахромеевым. 
		Колокола были изготовлены в мастерской Н. Чернова в Москве.
  |  
Музеи. Театры. Архитектура
 |  
Технический музей им. Сахарова         Наверх 
		 
		 
		Извините, материал пока в стадии обработки
  |  
 Улицы. Площади. Парки: 
 |  
Памятники, скульптуры: 
 |  
		 
		 
		Памятник Василию Татищеву в Тольятти является одним из символов города, он был открыт в 1998 году. 
		Авторы – московский скульптор Александр Рукавишников и архитектор Кочековский.
		Высота постамента 14 метров, скульптуры - 7,5 метра. Материал — известняк, бронза.
		 
		 
		 Постамент выполнен в виде  миниатюрной крепости эпохи российского императора Петра Первого. 		
		На пилоне в створе капителей установлен рельефный знак, который представляет собой стилизованный плане крепости с крестом в центре.
		 
		 
		 
		
		 Но если вы будете в Тольятти, обязательно съездите к памятнику. 
		Даже не сколько из-за самого монумента, сколько из-за прекрасных видов со смотровой площадки
  |  
Скульптурная  группа «История транспорта»         Наверх 
		«История транспорта» — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти. 
		Композиции были спроектированы в 1975 году, при создании Генерального плана застройки Автозаводского района Тольятти. 
		Фигуры установлены в 1977—1979 годах на улице Революционной.
		 Композиции представляют собой стилизованные фигуры транспортных машин начала XX века: колёсный пароход, паровоз, воздушный шар.
  
		 
		 
		 
		 «Первый пароход» состоит из узнаваемых деталей водного транспорта: корпус, мачта, реи, паруса, якоря, флаг, и т. д. 
		Пароход с чертами паровой машины (привод колёс-лопастей, трубы с дымом) также обладает элементами парусника. 
		На символической палубе находится романтическая пара: мужчина в цилиндре и женщина с зонтиком.
  
		 
		 
		«Воздушный шар» напоминает фантастический летательный аппарат, сочетающий в себе шар, паруса, гондолу с аэронавтами. 
		Композиция высотой до 10 м кажется стремящейся вверх, удерживаемой якорем и верёвочными растяжками. Лёгкая, ажурная конструкция 
		крепится на тяжёлом фундаменте в форме призмы.
		 «Первый пароход» также существенно отличается от реальных проектов, содержит много декоративных, чисто художественных деталей.
		По оценкам специалистов, композиции прекрасно спроектированы и в антивандальном плане.
		Выполнены из чёрного металла (ковка, литьё, сварка) на массивных железобетонных постаментах и известняковых плитах. Размеры скульптур
		 воздушный шар — 10х6х6 м;
		первый паровоз — 10х 6х2,5 м;
		пароход — 10х6х3 м.
		 Авторами являются Андрей Васнецов, народный художник СССР, лауреат Государственных премий, и архитектор ЦНИИЭП жилища Е. Иохелес.
		 В 2011 году из-за бездеятельности сотрудников мэрии Тольятти земельный участок, на котором находятся скульптуры, оказался в частной 
		собственности. В материалах судебного дела сказано, что мэрия Тольятти не сумела доказать, что скульптуры из серии «История транспорта» 
		являются объектом культурного наследия. Скульптуры оказались под угрозой сноса. 
		 В ответ, мэр Тольятти Анатолий Пушков заявил: Фигуры сносить мы не собираемся. 
		Есть решение суда о том, что этот земельный участок принадлежит одной компании, но это ещё ничего не значит. 
		В любом случае мы сделаем все возможное, чтобы эти фигуры были сохранены и создавали своеобразный видеоряд о нашем городе. 
		Возможно, скульптурные композиции будут перенесены в другое место
  |  
Скульптура «Скорбящий ангел»         Наверх 
		В Центральном парке Тольятти, на Аллее Ветеранов есть очень грустный памятник, мимо которого мы не смогли пройти, 
		хоть и очень уже устали. Печальный ангел, с опущенной головой и раскрытой книгой...
		Подошли ближе. Оказалось, что это мемориал, посвященный жертвам политических репрессий
  
		 
		 
		 
		 
		 Бронзовая фигура сидящего ангела помещена на серый гранитный постамент. 
		В руках у скорбящего небожителя раскрытая книга, устало опущенная на колени. 
		На страницах, обращенных к прохожим, можно прочитать слова: «Время собирать камни». 
		Постамент по периметру окружен плитами из черного гранита, на которых высечены имена ста семидесяти одного жителя 
		Ставрополя-на-Волге, расстрелянного во время репрессий.
		 В 2000 году был проведён конкурс на лучший проект мемориала, посвященного жертвам политических репрессий.
		Всего было рассмотрено 5 заявок. Победил эскиз замечательного скульптора Игоря Бурмистенко «Скорбящий ангел».
		К сожалению, Игорь Степанович не дожил до того момента, когда его труд был воплощен – работу по созданию мемориала завершил его 
		друг и единомышленник художник Игорь Прокопенко.
		 Открытие памятника состоялось 30 октября в День памяти жертв политических репрессий в 2005 году. 
  |  
		 
		Стела Ладья представляет собой каменную монументально-декоративную композицию "Прометей". 
		Это высокий и узкий постамент, над которым возвышается металлическая фигура. 
		Монумент был открыт в 1975 году, и с тех пор это один из главных символов города Тольятти. 
		Стела располагается в центре круговой транспортной развязки, неподалеку от здания Дворца Культуры Тольятти и сборочного 
		конвейера завода АвтоВАЗ. Автором композиции выступил заслуженный художник России Юрий Боско. 
		Местные жители кратко называют монумент «ВАЗовской ладьей».
  |  
продолжение следует...	
 	
		 		 
		
  
Следующая остановка нашего путешествия  - Тверь - 
		 | 
	 
 
 
	
		| 
 Copyright © 2025 tapenik.ru
		 | 
	 
 
		 |