|  
 | 
 
		
    
 
 
	
		| 
		
		 |  
		
		 Музеи. Театры. Архитектура: 
		- 
		
 - 
		
  
		
		
		 |  
		
		
  
		 
		
		 | 
		
	 
 		
 
 
	
		
Новоиерусалимский монастырь    
		
		 
		В 1656 г. патриарх Никон, проезжавший в Иверский монастырь, обратил внимание на живописные места с. Воскресенское и принял 
		решение основать здесь новый монастырь. Патриарх Никон выкупил село Воскресенской вместе с окрестностями и установил небольшую деревянную церковь.
		 Патриарх мечтал чтобы под Москвой существовало бы некое подобие комплекса святых мест Палестины. 
		Новое религиозное сооружение (Ново-Иерусалимский монастырь) запланировано было как полное подобие Иерусалимского храма в Палестине. 	
		Использовали даже чертежи древнего иерусалимского храма.
		Цель всего грандиозного строительства – создать впечатление величия, поразить людей невиданным великолепием, утвердить незыблемость русской 
		церкви. В проект вкладывали колоссальные средства. 
		Никон получал огромные доходы от 120 тысяч крестьянских дворов, находившихся в его владении. 
		 Место для расположения монастыря выбрано удачно – высокий холм, вокруг которого с трех сторон протекает река Истра. 
		
		  Царь Алексей Михайлович, присутствуя на освящении монастыря и глядя на постройки обители с Елеонского 
		холма впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
		 Строительные работы остановились, когда Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, лишен сана и стал простым монахом.  
		Одним из его преступлений назвали использование таких наименований, как Новый Иерусалим, Голгофа, Иордан в строящемся монастыре, 
		считая это глумлением над святынями. Монастырь стали называть просто Воскресенским.
		 В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому 
		он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. 
		Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
		
  |  
		 
		 
		Если вы приедете на машине, то совсем недалеко от монастыря есть большая парковка (она на фото). 
		Но если машины нет, то лучше остановиться в одной из гостиниц, которые находятся совсем с монастырем. 
		Ничего про них сказать не можем, т.к. видели их только снаружи. Названия у них очень оригинальные -  "Восточная" и "Западная".
  |  
		 
		По чистой и ухоженной территории идем к самому монастырю.
		 Новоиерусалимский монастырь подобен иерусалимским храмам и церквям, но ведь у нас не точное повторение. И хоть в 
		оригинале надвратной церкви нет, у  нас она есть.
		 Она расположена, как и положено,  над входом на территорию монастыря. Именно ее мы и увидели, когда только подходили к стенам монастыря.
		Красивая, стройная, высокая. Удивляет то, как старые мастера умели из камня, создавать такие изящные сооружения.
  |  
		 
		 
		 
		Мы проходим через арку, и  глазам открывается красивый вид на монастырь и внутренний двор. 
		 А теперь обернемся и полюбуемся на Надвратную церковь в другой стороны.
  |  
		 
		 
		Чтобы ничего не пропустить, лучше сразу ознакомиться с планом комплекса Монастыря.
		 Если заранее не удалось с ним познакомиться - на территории есть большой стенд с подробным описание каждого объекта.
 
		 
		 
		 
		 Территория большая, вся заасфальтированная или вымощенная плиткой. 
		Вероятно рассчитано на очень большое количество посетителей и экскурсионные группы.
		Зелени не много, скамеечки есть, но в дождь мы не воспользовались.
 
  |  | 
		 И вот мы, наконец, у цели, к которой давно стремились. Мы на территории Новоиерусалимского монастыря. 
		Жаль, что погода подпортила нам снимки, вместо солнышка, она встретила нас мелким моросящим дождиком и привычным Питерским цветом неба.
		Но впечатления от увиденного она испортить не смогла. Это восторг!!! Мы здесь!!!
		 Теперь мы обходим собор со всех сторон.
		
  
		 
		 
		 
		 Воскресенский собор был построен в 1658-1685 гг.. 
		Хоть он и был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, и даже возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, 
		но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. 
		
  
		 
		 
		 
		 Собор Воскресения Христова – потрясающее своим великолепием, сложностью и красотой сооружение. 
		Оно состоит из нескольких составляющих. 
		 в центре – храм Воскресения, 
		с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба 
		Господня, 
		с востока – подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. 
		У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня (взорванная фашистами в 1941 г.). 
		Со стороны апсид собор дополняют главы приделов.
		
  
 |  
		 
		 
		Вся территория обнесена каменной оградой с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи (В 1690—1697 годах, 
		по проекту Якова Бухвостова). 
		 Общая протяжённость монастырских стен - около 1 км. 
		высота — 9,6 метров, толщина — 3-4 метра. 
		Верхняя часть стен — боевой ход.
		Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
		9 башен, каждая увенчана «шатром» со световым барабаном, 
		Названия башни получили в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, 
		башня Варуха, Ефремова, Дамасская. 
		Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.
		Истринский монастырский комплекс превратился практически в неприступную крепость.
  |  
Прогулка по боевому ходу          Наверх 
		 
		Если вы располагаете временем, настоятельно советуем подняться во по этом красивой белоснежной лестнице Надвратной 
		церкви, чтобы попасть в боевой ход.
		 
		 Впечатление, которое вы получите, прогулявшись по нему, окупят дополнительные мышечные напряжения ваших ног.
		 Вы попадете вот в такой каменный коридор, который будет идти достаточно далеко. 
		Но зато виды, которые предстанут вашему взору, будут прекрасны!
		
  
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		
  
		 
		 
		 
  |  
Шатер воскресенского собора          Наверх 
		 
		 
		Во время прогулки по территории Монастыря и стенам, не могла не привлечь внимание огромная ротонда с шатром, диаметр 
		которого достигает 29 метров, а высота – 18 метров. Это каменный шатер, который построен над Кувуклией.
		 В июне 1723 года в Святейший Синод поступило сообщение: «…каменный шатёр, что над Гробом Господним, обрушился и впал 
		по нижние хоры, а оставшиеся стены во многих местах расселися до земли …».  А еще через 3 года  - в 1726 году, произошёл пожар, 
		уничтоживший кровли и другие деревянные части собора. 
		 
		 Начались восстановительные работы. Проекты восстановления изучал тогдашний обер-архитектор Бартоломео Растрелли. 
		Растрелли вызвал итальянского инженера Бернардацци, и на основании его технического заключения, а также неожиданной идеи Амвросия, 
		создал новый проект восстановления собора с возведением деревянного шатра, покрытого кровельным железом, по аналогии с существовавшим 
		тогда шатром в иерусалимском храме. 
		Шатёр повторил общие очертания старого каменного шатра, но это уже было произведение архитектуры барокко, отличавшееся прежде 
		всего большим количеством окон.
  |  
Воскресенский Собор - внутри шатра          Наверх 
		А теперь мы внутри шатра. Он просто огромный, выше 10-этажного дома и 28 м в диаметре. 
		А сам купол просто потрясающе красивый, небесно-голубой. 
		Немного странной формы - не совсем круглый, как бывает обычно.
		
  
		 
		 
		 
		
  
		 
		 
		 Жаль, что нельзя рассмотретьь каждую роспись, каждую деталь. А деталей здесь огромное количество. 
		 Столько декоративных элементов, вычурности... Колонны самого роскошного ордера
  |  
		 
		 
		 
 |  
Воскресенский Собор - Кувуклия          Наверх 
		И вот, наконец, перед нами - сердце Монастыря - Кувуклия. 
		(Кувуклия в Иерусалиме - это гробница в скале, в которой Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес.)
		Это и есть главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень
		 Кувуклия стоит внутри храма, в центральной части ротонды, она в точности повторяет оригинальную кувуклию 
		из гробницы в израильском храме Гроба Господня. 
		
  
		 
		 
		 
		 
		 
		 
 
		 В ходе разрушений ротонды (1723 и 1942) святая Кувуклия не пострадала, поэтому мы сейчас видим оригинал, построенные 
		при патриархе Никоне.
		 У входа в кувуклию оставлена часть старого настила из булыжников, по которым ходили, быть может, и сам Никон, 
		и царь Алексей Михайлович. 
		 
		 Вход в Кувуклию с востока, сначала в придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие того камня, который был 
		отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова. 
		 
		 
		 Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. 
		 Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.
  |  
		 
		 
		 
		Посмотреть это своими глазами очень стоит попытаться каждому.
		Кто-то скажет, что все это выглядит новоделом. Но каждый видит то, что он хочет увидеть. 
		Какими глазами вы будете на это смотреть, что хотите почувствовать, то и будет с вами.
		 	
		
  
 Памятники
Памятник святому Мартину         Наверх 
		 
		У Истры есть город-побратим Бад-Орб. В этом городе очень чтут Святого Мартина (Турского или Милостивого). 
		В его честь названы католическая церковь, школа, детский сад, дом милосердия и прочие учреждения.
		 Монумент «Святой Мартин» (автор памятника Сергей Сергеевич Казанцев) был создан по просьбе администрации Истринского 
		района и подарен городу Бад-Орб в знак дружбы городов-побратимов. Второй такой же - подарен Истре.
		 Сюжет памятника иллюстрирует притчу о том, как Мартин отрезает часть своего плаща, чтобы накрыть им замерзающего бедняка, сидящего на земле.
		Мартин служил офицером в Римской армии, поэтому скульптор изобразил его в военной форме верхом на коне. 
		А на земле лежит нищий, протягивающий руку к спасительному куску полотна. 
  |  
продолжение следует...	
 	
		 		 
		
  
Следующая остановка нашего путешествия  - Тверь - 
		 | 
	 
 
 
	
		| 
 Copyright © 2025 tapenik.ru
		 | 
	 
 
		 |