Виже-Лебрен Мари Элизабет Луиза         Наверх
 
		
		Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен; (16.04.1755, Париж — 30.03.1842, там же) — французская художница, портретистка, 
		дочь незначительного живописца; родилась в Париже;
		
В раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, 
		брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне.
		При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом, будучи принуждена трудиться из-за денег. 
		
Ее мать в 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца картинами Лебрена,
		Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться 
		в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. В 1783 году, за написанный ею с самой себя портрет, парижская 
		академия приняла ее в свои члены. 
		
Она попала в большую милость к королеве, которая дала ей титул своей первой портретистки, пела с ней дуэты, брала ее с собой на 
		прогулки, сделалась почти ее другом.
		
Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. Она отправилась в Италию, где встречали ее 
		повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Из Италии она перебралась в Вену и пробыла тут около 
		трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года. 
		Везде принимали ее с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители художеств окружали 
		привлекательную артистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии 
		подносили ей членские дипломы. 
		
В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. 
		Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. 
		Ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской 
		галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих.
		
По случаю принятия своего, в 1800 году, в почетные вольные общники нашей академии, она принесла ей в дар свой портрет собственной 
		работы, находящийся доныне в зале заседаний академического совета. 
		
В 1801 году Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. 
		Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься 
		живописью до глубочайшей старости.
		
По списку, составленному ею самой, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Достоинства ее произведений, в особенности портретных, составляют изящный и вообще исправный, хотя нестрогий рисунок, несильный, но приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма.
Чрезвычайно любопытны ее мемуары, вышедшие впервые в свет в 1835 году под заглавием: "Souvenirs de ma vie", и перепечатанные потом несколько раз.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А.