|  
 | 
    
 
 
	
		| 
		
		
		
		 | 
		
		
		
		
		
		 |  
		
		
  
		 
		
		 | 
	 
 
 
 
	
		
Смоленск 
		Смоленск – древний город с богатой историей, через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», он упоминается в летописях с IXвека.
		В нем сохранились достопримечательности с Раннего Средневековья... 
		Не посетить такой город мы не могли.
		 
		 Каждый раз, собираясь в очередное путешествие, мы составляем подробный план его осмотра. Более того, на основе 
		отзывов путешественников, составлем вот такую карту маршрута. Ведь городов в поездке много, а посмотреть хочется побольше.  
  |  
Монастыри. Соборы. Храмы. 
Авраамиев мужской монастырь          Наверх 
		Адрес - ул. Большая Советская, 11.
		 Авраамиев монастырь – один из древнейших монастырей Смоленска, он находится в исторической части города на улице М.Жукова 
		с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены. 
  |  
		 
		 
		 
		
		По преданию, Спасо-Преображенский Авраамиевский мужской монастырь основан в начале XIII века епископом Игнатием как 
		мужской монастырь Положения риз Богоматери и назывался Богородицким (по названию деревянной церкви во имя Положения честныя 
		ризы Пресвятыя Богородицы.
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		 
		  Первым же настоятелем монастыря епископ поставил преподобного Авраамия, пребывавшего в сане aрхимандрита. 
		В то время монастырь находился за пределами города, и земля под ним была первоначально куплена у жителей, имевших на ней огороды. 
		Постепенно здесь стала собираться братия, но поначалу монастырь нуждался в средствах и содержался епископством. 
		Однако, праведная жизнь и подвиги преподобного Авраамия со временем сделали место его пребывания известным, и в последствии именно его нетленные мощи,
		захороненные в деревянной церкви монастыря, стали местом паломничества. 
		Позднее, по имени первого настоятеля монастырь был переименован в Авраамиев или Авраамиевский.
		  
 |  
Спасо-Вознесенский женский монастырь          Наверх 
		 
		Спасо-Вознесенский женский монастыр совсем небольшой. Мы зашли на территорию монастыря, огляделись. 
		Стояла жуткая жара, но сестры-насельницы трудились. Они были полностью закутаны в длинную одежду, в тяжелой неженской обуви.
		 Невольно посочувствовали работницам, которые приводили в порядок монастырские грядки, т.к. сами мы не только спрятались в 
		тень, но  и присели на качающиеся скамейки. 
		Оттуда и рассмотрели здание главного собора монастыря. 
  |  
		 
		 		
		По преданию, в 1660-е годы в монастыре воспитывалась мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, дочь переведённого в Смоленск 
		полковника Кирилла Полуектовича Нарышкина. 
		 Об этом факте впервые сказал смоленский краевед И. И. Орловский (1869-1909), однако современные исследователи оспаривают это утверждение.
		 Монастырь основан иезуитами в 1630-х годах. После вхождения Смоленска в состав Московского государства в него были переведены старицы 
		Оршанского Кутеинского монастыря, а сам он преобразован в женский православный монастырь.
  
 |  
		 
		 
		 
		 
		Собор в честь Вознесения Господня был  построен в 1697 г. по личному указу Петра I.
		Архитекторы: Осип Старцев, Данила Калинин, Кондрат Мымрин. 
		Собор двухэтажный, строгий, только окна украшают фасад.  
		на первом этаже располагается церковь преподобного Сергия Радонежского. 
		 На 2 и 3 фотографиях виден Храм в честь иконы Божией Матери «Ахтырская». Он построен над воротами монастыря по проекту 
		архитектора Альшевского позже, в 1830 году (восстановлен в 2009 г.). Он совсем в другом стиле - позднего классицизма. 
 		
  
		 
		 
		 
		 В самом Вознесенском Храме нам разрешили сфотографировать удивительный резной деревянный вертеп. 
  |  
Троицкий мужской монастырь          Наверх 
		 
		 
		По дороге к соборной горе мы увидели еще один монастырь, но попасть в который нам, к сожалению, не удалось.
		И все же сфотографировать его мы смогли.
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		Троицкий мужской монастырь был построен после освобождения Смоленска от поляков во второй половине XVII века. 
		До этого здесь находился базилианский монастырь. 
		Новая обитель была названа в честь старого Троицкого монастыря на Кловке, который в 1633 году был взорван московскими 
		войсками, во время осады Смоленска.
		 Свято-Троицкий монастырь находится в историческом центре Смоленска, к югу от Соборной горы. Здание монастыря является самым древним 
		из сохранившихся до наших дней сооружений на Большой Советской улице. В его ограде находится Троицкий собор (1697, перестроен в 1727), 
		церковь зачатия Анны (1767, являлась больничным храмом), усыпальница, а через дорогу – колокольня (1720-е годы).
		 
		 Каменный Троицкий собор был возведен в 1675 году, но в конце XVII века он сильно пострадал от урагана. В 1727 году был перестроен в стиле 
		раннего барокко. Этот храм стал образцом для храмов Смоленска, построенных в этом стиле в XVIII веке. 
		К южной стороне собора пристроена каменная усыпальница, в которой погребён митрополит Сильвестр Крайский. 
		В 1730-х годах была построена монастырская колокольня. В стиле позднего барокко 
		 Петр I посетивший Смоленск в 1709 г. приказал проложить новую улицу от Днепра на юг, более пологую, чем бывшую ранее. 
		В результате двор Троицкого монастыря был разделен на две части: Троицкий собор и монастырские постройки на восточной стороне улицы 
		(Благовещенской, ныне Большой Советской), а колокольня на западной.
		 В советское время монастырь был закрыт, в 30-е годы были изъяты все колокола. Во время Великой Отечественной войны постройки были сильно 
		разрушены. В тех, которые уцелели, располагались государственные учреждения. Сегодня в монастыре размещается администрация Смоленского 
		государственного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника и музей «Смоленский лён».
		 Анно-Зачатьевская церковь - одна из сохранившихся церквей Свято-Троицкого женского монастыря в Смоленске. 
		Построена в 1767 году в переходном стиле от барокко к классицизму. Эта широкая церковь с необычными наличниками. Являлась больничным храмом монастыря.
  |  
Церкви у вокзала 
		 
		 
		От вокзала через железнодорожные пути можно увидеть два храма - один белый, второй - красного кирпича. Варваринская церковь и Петропавловская
		 Правый снимок сделан уже с моста
  |  | 
 
		 Белый храм - это Церковь святой Великомученицы Варвары, она была построена на средства смоленских купцов Кремлицына и Сысоева.  
		Храм двухэтажный, с пологой четырехскатной крышей, к ней пристроена шатровая колокольня и два высоких крыльца.
		Когда-то храм был трехэтажным и соединялся со вторым, более древним храмом. Но после реконструкции их разделили.
		Весь церковный двор, включающий и Петропавловский храм, в том же XVIII веке обнесен кирпичной оградой с трехпролетными воротами.
  |  
		 
		 
		 
 
 |  
Церковь Петра и Павла  на Городянке         Наверх 
		Честно признаюсь, что если бы не муж, мы могли бы этот храм пропустить. Именно он почему-то выбрал его среди прочих, красивых нарядных. 
		Видимо какое-то шестое чувство или что-то внутри потянуло сюда, к этому древнему сооружению И, как оказалось, не напрасно.
		 Петропавловский храм оказался самым старым в смоленске. Шутка ли - он был построен еще во времена правления (1125-60 гг.) смоленского князя 
		Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха! Это один из самых старых, сохранившихся на территории Киевской Руси. 
		Ее лично освятил первый смоленский епископ Мануил.
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		 
		Ростислав Мстиславич был третьим сыном новгородского правителя Мстислава Владимировича. 
		Мать – дочь шведского короля Инге. 
		 Согласно летописям, князь Ростислав Мстиславич получил в управление Смоленщину, когда ему было всего пятнадцать лет. 
		 Сам он был крещен в честь архангела Михаила, поэтому в православии князь известен как Михаил Федорович.
		 
		 
		Построена Петропавловская церковь из узких глиняных кирпичей – плинфы, скрепленной  известковым раствором. 
		В фундаменте заложены булыжники на глине. Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, 
		вертикальных выступах в виде лопаток и пилястр, а так же полуколонн.
		 церковь Петра и Павла представляет собой классический одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм с примыкающими тремя высокими 
		апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент. В уровне окон второго света находится балкон для знати,
		 сохранившийся и сейчас. Для улучшения акустики помещения в стенах были сделаны двенадцать голосников.
		Внутри церкви сохранились остатки разноцветных фресок и процарапанных надписей-граффити, некоторые из которых принадлежали князю Ростиславу 
		Мстиславичу – строителю храма.
		 Первоначально церковь считалась домовой, княжеской и даже соединялась с теремом правителя крытыми деревянными переходами. 
		но так же предназначалась и для богослужений личных княжеских охотников, обитавших неподалеку в отдельной слободке. 
		Сюда допускались и иноземные купцы, проплывавшие по Днепру.
		 С 1168 года храм становится приходским и исправно служит смолянам несколько веков, обрастая новыми пристройками-притворами и незначительно 		перестраиваясь.
		В 1611 году Смоленск был завоеван Речью Посполитой. В результате храм, как и многие храмы Смоленска, на 40 лет превращается в Костел.
		Он наполняется полотнами Рубенса, Тинторетто, Гвидо Рени и становится общеепархиальным униатским центром. 
		В 1654 году город освобождается от иноземног ига, и Храм снова становится православным
		В 1812 году церковь Петра и Павла разоряют французы, но уже через год он восстанавливается за счет государственных средств и продолжает служить местом сбора верующих, особо почитавших икону преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей и древний образ апостолов Петра и Павла, хранившихся здесь.
		После революции 1917 года службы в церкви Петра и Павла продолжаются. Мало того, после закрытия в 1929 году Успенского собора храм становится кафедральным, но так же закрывается в 1935 году.
		В 1943 году во время боёв за освобождение Смоленска храм снова был сильно повреждён. Реставрирован в 1963 г.под руководством архитектора Барановского. 
		Храм передан назад Православной церкви лишь в 1991 году, и с этого же времени после почти шести десятков лет перерыва в нем возобновляются богослужения.
 |  
Музеи. Театры. Архитектура. 
 |  
Архитектурный ансамбль Соборной горы          Наверх 
	
		В каждой городе есть свой символ, своя главная архитектурная доминанта, или говоря современный сленгом - "фишка". Вот такой "фишкой" в 
		Смоленске и является Соборная гора. Это как Красная Площадь в Москве - если по ней не прогулялся -  вроде и города не видел. 
		Соборная гора — украшение, гордость, защита и символ Смоленска. Здесь еще в 9 веке был административно-религиозный центр города, высокое место 
		над рекой служило хорошим укреплением. С трёх сторон холм защищён глубокими оврагами (овраг с южной стороны был засыпан в середине XIX века), а 
		с северной стороны — рекой Днепр. 
		 Готовясь к поездке в Смоленск, мы в первый же день наметили посещение соборной горы и ее главного храма - Успенского Кафедрального собора.
  |  
		 
		 
		Подняться на холм можно по парадной лестнице, ведущей от улицы Большая Советская. Её нижняя белокаменная часть построена в начале XX века, 
		а верхняя гранитная возводилась одновременно с гульбищем в 70-е годы XVIII века. 
  |  
Соборная площадь 
		 
		 
		Поднявшись наверх, попадаем вот на такую площадь.
		 В центре площади - памятник Владимиру Мономаху.
		 
		 
		 31 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника святому благоверному князю 
		Владимиру Мономаху на Соборном дворе Успенского кафедрального собора в Смоленске.
		 Монумент изготовлен на одном из литейных предприятий области из бронзы, близкой по своему составу к колокольной. 
		Стоит скульптура на постаменте из трёх отшлифованных гранитных глыб. 
		По четырём сторонам – надписи: годы жизни Владимира Мономаха, годы закладки, освящения церкви и передачи чудотворной 
		иконы, а также дата основания Смоленской епархии и наставления верующим.
  |  
		 
		 
		 
		 
		 
		Владимир Всеволодович Мономах - cын князя Всеволода Ярославича (в крещении Василий) — великий князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094) 
		переяславский (1094—1113), киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.
		Лучший русский полководец своего времени, Владимир на поле брани Мономах одерживал одну победу за другой. 
		С 13 до 25 лет он уже совершил 20 военных походов - «великих путей», по выражению самого Мономаха. Всего на его жизнь придется 83 «великих пути». 
		 Прозван Мономахом (переводится как «Единоборец») по названию рода матери Марии (по другим данным — Анны) — дочери византийского императора 
		Константина IX Мономаха.
		  
		С его именем связана не только история региона, но и судьба смоленского Свято-Успенского кафедрального собора. 
		В 1101 году благоверный князь заложил на Соборном холме первый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. 
		Владимир Мономах также перенёс в Смоленск одну из величайших святынь христианского мира – чудотворную икону Божией 
		Матери «Одигитрия», ставшую покровительницей города.
		 Над эскизами памятника трудились несколько смоленских мастеров. 
		Все работы согласовывал лично Патриарх, он и выбрал эскиз архитектора и скульптора Игоря Чумакова: фигура Мономаха 
		обращена лицом к Свято-Успенскому кафедральному собору, в руках – знаменитая икона.
  |  
		 
		Памятник нам очень понравился. К тому же рядом были очень симпатичные скамеечки, очень рекомендую для тех, кто 
		поднимался по лестнице своими ножками или просто устал.
		 А пока отдыхаем, можно внимательно ознакомиться со всеми зданиями на площади.
		 На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.
		Архиерейские палаты хорошо видны и с соседних холмов, и снизу от Днепра. Здание нарядное, богато декорированное.
  |  
		 
Церковь Иоанна Предтечи 
		Церковь Иоанна Предтечи – двухэтажное здание горчичного цвета, построенное в стиле барокко, это самая старинная постройка на территории 
		Соборного холма. К сожалению, от XVII-XVIII веков до нас дошла лишь нижняя часть храма. Церковь перестраивалась в 1780-е годы: 
		тогда к церкви пристроили колокольню и трапезные палаты. В 1907 году после сильного пожара верхний ярус колокольни пришлось разобрать. 
		Церковь долгое время выполняла функции домового митрополичьего храма. Некоторое время в подвале церкви располагалась архиерейская тюрьма. 
		Она состояла из двух «молчальных келий», в которые когда-то заключали лиц, совершивших преступления против Церкви. 
		В 1910-е годы там размещалось хранилище церковно-археологического музея, и только в 1996 году церковь была возвращена верующим. 
		  		 
 |  | 
		 Главная же красота ансамбля Соборной горы впереди - вот она, сияет бирюзой на солнце! Красиво, глаз не отвести. И бронзовый Мономах нам 
		рукой указывает - идите, любуйтесь, смотрите, какой храм перед вами. И мы идем навтречу этому великолепию.
		
  
		 
		 
		 
  |  | 
		 Смоленский Успенский собор не зря считается одним самых красивых соборов России. Он, словно ангел, своими крыльями укрывает город и виден из 
		каждой точки города. Это мы испытали на себе. Куда бы мы ни поехали, в каком бы районе не оказались - отовсюду был виден бирюзово-золотой лик собора. 
  |  
		 
		 
		Кафедральный храм Смоленска построили в начале XVII века в память об обороне города от армии Речи Посполитой на месте старой церкви XII столетия. 
		Во времена войн 1812 и 1914–1945 годов здание не пострадало. Наполеон даже приказал 
		выставить стражу для охраны собора – настолько он был поражен его красотой. 
		  		 
		Мы вошли в храм. Красота огромного иконостаса просто потрясает. Золотой, сверкающий, с фантастической резьбой. 
		Ничего даже не хочется комментировать. Просто смотрите и любуйтесь.
  |  
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
 |  
Колокольня Успенского собора          Наверх 		
		 
		Мы вошли в ворота и оказались на небольшой площадке. Справа - вход в Собор, а прямо перед нам - колокольня.
		 Неизвестно, как выглядела колокольня Владимира Мономаха, но та, которая сейчас перед нашими глазами - прекрасна. Она - истинное украшение 
		и дополнение единого ансамбля Соборного холма.
		 Первая колокольня была возведена при архиепископе Филарете (1656-1669 гг.), после строительства нового собора , “филаретовская” колокольня 
		1763-1772 гг. была частично разобрана и сложена заново. Она также двухярусная, на сохранившийся нижний четверик до верха тройных ниш, оформлявших 
		фасады, надстроили второй. 
		 
		Оба декорировали 24 колоннами тосканского ордера внизу и 16 композитными сверху. 
		В результате колокольня стала прекрасным образцом пышной архитектуры столичного барокко
		 На колокольне - часы, изготовленные смоленским мастером Н.И. Слепцовым (по другой версии — В. Корольковым) в 1795 г.
  |  
		 
		 
		 
		 
		Слева от колокольни - ворота с кованой решеткой. Если в них войти - попадаете на площадку, с которой хорошо видна и лестница, и панорама города.
		 Вот только один совет - заранее будьте готовы в попрощайкам-прилипалам. Они наметанным взглядом выискивают, у кого можно выпрашивать деньги 
		и очень мешают любоваться красотой.
  |  | 
		 Что человек видит, когда приезжает в новый город? Конечно же - вокзал. И хоть мы приехали не на поезде, но не увидеть железнодорожный вокзал не могли.
		 К тому же еще и мой муж всю жизнь на железной дороге работает.
		 Итак, мы приехали на вокзал. Проблем в парковкой нет. На огромной площади без труда нашли место.
  |  
		 
		 
		 
		Чтобы лучше рассмотреть этов великолепное здание, поднимаемся на железнодорожный мост. Вокзал и в самом деле хорош, здание окрашено в бирюзовый цвет,			белоснежные наличникам на дверях и окнах, карнизы, полуколонны и прочие "красивости" радуют глаз.
		Для многих туристов  из ближайших стран здание вокзала – это лицо города и всей России, и, надо с гордостью отметить, красивое лицо.
		
  
		 
		 
		 
		 Первое здание станции возвели в конце XIX века, но в 1944 году оно было разрушено в результате бомбардировок. 
		Современное сооружение появилось в 1950-х годах, сегодня его можно считать одной из городских достопримечательностей. 
		 Само здание выполнено в характерном для того времени неоклассическом стиле (арх. Б.С. Мезенцев и М.А. Шпотов). Наиболее доминантной и выразительной
		частью всего вокзального ансамбля является его симметричный главный фасад, обращенный на большую Вокзальную площадь. 
  |  
Пригородный железнодорожный вокзал         Наверх 
		Если перейти железнодорожные пути через виадук, то попадаем в пригородный жд вокзал Его здание было построено значительно позже, но приятно, 
		что в том же стиле, что и основной.
  |  
		 
		 
		 
 |  
Смоленская крепость 
		Главным туристическим объектом является мощная Смоленская крепость – некогда неприступный бастион, надежно защищавший границы 
		государства западный рубеж России, не раз и не два принимавший на себя первые удары захватчиков из Европы, постоянно 
		зарившихся на земли Русского государства. 
		 Смоленская крепость огромна по площади и не имеет четких очертаний. Долго выбирали маршрут знакомства с ней. 
		Первая остановка и встреча с мощными стенами крепости произошла здесь, на самом краю города.
  |  | 
		 Крепостная стена  построена в XVI – начале XVII столетий и имевшая большое значение для обороны западных рубежей 
		Русского государства. Не один раз она останавливала наступление вражеских армий. В 1812 году во время атаки войск Наполеона 
		большая часть укрепления была уничтожена. До наших дней дошли 18 башен и около 3,5 км фрагментов стен. 
		Сегодня сооружение признано архитектурным памятником.
  |  
		 
		 
		 
		Каменная Смоленская крепость не первая подобная постройка в городе, и даже не последняя. 
		Еще в XII веке смоленский князь Ростислав Мстиславич обнес город деревянной стеной. 
		В XV веке, когда Смоленск входил в состав Великого княжества Литовского, город был обнесен высоким земляным валом, 
		на котором в середине XVI века Иван Грозный возвел деревянную крепость. 
		Сегодня от деревянных сооружений ничего не осталось, только фрагменты Литовского вала в южной части крепости.
		 После постройки в 1602 году современной каменной крепости в Смоленске еще дважды возводили земляные укрепления 
		замкнутой формы: в XVII веке поляки построили пятигранную Королевскую крепость на месте взорванного ими же участка 
		во время осады города в 1609-1611 годах (существует поныне в ЦПКиО «Лопатинский сад»), а в XVIII веке в начале
		Северной войны Петр I построил на правом берегу Днепра, напротив главного моста, каменно-земляной кронверк, 
		полностью разобранный в 30-е годы XIX века.
  |  
		 
		 
		Башни предназначались для наблюдения, ведения трехъярусного боя, защиты ворот и укрытия войск, были оборудованы 
		устройствами для сбрасывания камней и выливания горячего вара на головы врагов. 
		В девяти башнях имелись проезжие ворота. Через главные - Фроловской башни - открывалась дорога в столицу.
  |  
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		 
		Башни есть квадратные, есть круглые, все вроде похожи друг на друга, но у каждой свое "лицо". 
		И все башни удивительно гармонично вписываются в природную красоту города.
		 Ни одна из них не была похожа на другую, ни по форме, ни по высоте. Вероятно, жители Смоленска "В лицо" узнают 
		каждую башню, а вот мы пока смогли опознать лишь некоторые.
  |  
Башня Орел   
		 
		Первая башня, с которой мы познакомились - это башня "Орел"
		 Башня Орёл (Городецкая) – расположена на восточном участке крепостной стены, посреди самого длинного из сохранившихся 
		до наших дней фрагментов Смоленской крепостной стены, между Авраамиевской башней и башней Позднякова.
		Рядом с башней Орёл есть открытый выход и лестница, открывается чудесный панорамный вид на Смоленск. 
  |  
Башня Воронина  
		 
		
		Башня Воронина построена в 1595 году. Представляет собой четырёхугольную башню. Ранее реставрировалась, имеет крышу. 
		В башне отсутствуют перекрытия. Вход в башню возможен со стороны улицы Маршала Жукова. 
  |  
Громовая башня Музей «Смоленск — щит России»  
		 
		 
		Музей расположен в Громовой башне Смоленской крепостной стены. Основная часть экспозиции, открытая в 1977 году, посвящена боевой истории города, 
		с 2002 года сюда добавилась коллекция, рассказывающая о строительстве оборонительных сооружений. На третьем ярусе башни размещена тематическая 
		выставка «Солдат 1812 года», состоящая из снаряжения и вооружения русской и французской армий.
  |  
Архитектура. Театры.
 |  
Музыкальное училище им. М.И.Глинки         Наверх 
		 
		Смоленское областное музыкальное училище основано в 1958 году. 
		Его преподавательский состав был сформирован из выпускников ведущих консерваторий СССР. 
		Уже в первое десятилетие смоленский Парнас совершил обыкновенное чудо, преобразив культурный образ города. 
  |  
		 
		Театр был основан в 1937 году Д. Н. Светильниковым, в честь которого с 2006 года он и называется. 
		Сначала спектакли были ориентированы на детскую аудиторию, в  середине XX века начали ставить спектакли и для взрослых. 
		 ТВ 2012 году провели реконструкцию в здании, построили новый зал.
  |  
Улицы. Площади. Набережные. 
 |  
		 
		 
		Площадь Ленина – центральная площадь Смоленска. Сама площадь и примыкающая к ней территория – пешеходная зона 
		Ее оформление как центра Смоленска началось в 1929 году, когда решено было построить Дом Советов. 
		 в 1932 году на этом месте вырос пятиэтажный Дом Советов. В настоящее время здесь располагается Администрация Смоленской области.
		В канун пятидесятилетия Октябрьской революции был установлен памятник Ленину работы известного скульптора Л. Кербеля.
		 Площадь Ленина всегда была парадной, как Красная площадь в Москве. В советское время по ней в праздники шествовали 
		колонны демонстрантов, а перед памятником Ленину устанавливались трибуны, а теперь здесь проходят парады военной техники 
		и реконструкции событий.
		Своеобразие площади еще и в том, что в редком городе центральная площадь переходит в парк.
 
  |  | 
		
 |  
Парки. Скверы.
 |  
«Лопатинский сад» «The Lopatinsky garden»        Наверх 
		 
		 
		Лопатинский сад - самый крупный и самый старый парк Смоленска. Он был основан  в 1874 году по указу губернатора Александра Григорьевича Лопатина.
		через два года после его назначения в Смоленск на месте бывшей Королевской крепости
		 Парк то развивался, то приходил в упадок, в нем проходил торжества, посвященные 100-летию победы над Наполеоном, 
		посещал которые сам император Николай II, 
		а еще до открытия парка на его месте существовала тюрьма для политических преступников, в том числе довольно именитых.
  |  
		 
		 
		 Первоначально сад ограничивался валами Королевской крепости и планировался в ландшафтном стиле, чему во многом 
		содействовали живописность прилегающей местности и изобилие памятников смоленской истории: фрагменты крепостной стены, 
		оборонительные валы и входы в подземелья Королевского бастиона, памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года. 
		На рубеже XIX–XX веков Лопатинский сад был признан одним из лучших парков в России.
		 После Октябрьской революции 1917 года Лопатинский сад был переименован в парк имени Соболева, а у подножия памятника 
		защитникам Смоленска появились захоронения видных участников революции и Гражданской войны. 
		Плац-парадную площадь ликвидировали, а на её месте построили стадион.
  |  
		 
		 
		После Великой Отечественной войны территория парка значительно расширилась. Появилось множество аттракционов, летний театр, 
		танцевальные площадки, лодочная станция. Парк переименовали в Центральный парк культуры и отдыха. 
		В 1990-е годы ему вернули прежнее название – Лопатинский сад.
  |  
Королевский бастион 
		Гуляя по парку, невозможно пройти мимо двух интересных гротов, на которых сидят лев и львица. 
		Оказывается. это не просто парковое украшение, а исторический памятник.
  |  
		 
		 
		 
		 Когда-то здесь находился так называемый "Королевский бастион". Еще его называют: Сигизмундова крепость, Цитадель, Королевская крепость. 
		Это было огромное укрепление: ширина вала в верхней части составляет от 9 до 50 метров, в нижней — 36-84 метра. 
		На 11-метровом верхнем валу лежали присыпанные землей колья, остриями наружу. 
		Под нижним 10-метровым валом находились четыре камеры подошвенного боя — «тайники», в которые вели выложенные кирпичом коридоры. 
		Попасть в нижний вал можно было через единственную опускную железную решетку в крепостной стене.
		Единственный вход в крепость располагался с восточной стороны. Его и сейчас нетрудно заметить: с двух сторон от него в 
		крепостном валу в конце XIX века были устроены гроты, которые венчают лев и львица. 
  |  
Лебединые пруды
 |  
		 
		 
		Парк, в котором не только зеленые лужайки, но и живописные водоемы с лебедями - может растопить любое сердце.
		 Эти гордые птицы завораживают, невозможно не замедлить шаг и не залюбоваться ими!
  |  
Современный креатив 
		Парк живет своей новой современной жизнью. Очень это чувствуется в удивительно забавных "живых " фонарях. 
		Фантазией дизайнера обычные уличные осветительные приборы превратились в музыкантов, которые почти общаются 
		с вами, живут своей садово-сказочной жизнью. А пестрые от разноцветных замочков деревца - и вовсе примета нового 
		времени - молодые пары вешают их в знак своей любви и верности. 
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		 
		 
 |  
Памятник героическим защитникам Смоленска         Наверх 
		 
		Памятник героическим защитникам Смоленска от французских войск 4-5 августа 1812 года
		Расположен на центральной аллее парка (бывшая территория городского плац-парада).
		 Установлен в 1841 году, к годовщине освобождения Смоленска от французских войск.
		Автор - архитектор А. Адамини. Чугунный, общий вес 25,9 т., высота от площадки, окружающей цоколь, до креста 23,4 метра.  
		Чугунные плиты для памятника отливали в Петербурге и доставляли по частям на место.
  |  
		 
		представляет собой восьмигранную усеченную пирамиду, на гранях которой помещены изображение памятных медалей 1812 г. 
		На восточной стороне изображена Смоленская икона Божией Матери, а под ней - металлическая доска с рельефным планом Смоленского сражения.
		 пирамида увенчана главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом (крест 2,5 метра).
  |  
		 
		Вокруг пирамиды попарно поставлены шестнадцать декоративных колонн, завершающихся главками с парящими двуглавыми бронзовыми с позолотой орлами.
		 Вокруг пирамиды расположено восемь пар декоративных колонн, завершенных луковичными главками с двуглавыми орлами над ними.
		Вверху, между каждой парой колонн, на гранях пирамиды, имеется рельефное позолоченное изображение памятных медалей 1812 года. 
		А с восточной стороны, в пространстве между двумя парами колонн, изображение иконы смоленской божьей матери. 
  |  
		 
		Надписи на постаменте повествуют о сражении 4-5 августа 1812 года. 
		"Сражение под Смоленском 4 и 5 августа 1812 года";
		"Главно-командовавшие: Барклай де Толли, Багратион";
		"Защищавшие Смоленск: Раевский, Дохтуров";
		"5 августа защищало Смоленск: 62 батальона, 8 эскадронов, 144 орудия";
		"5 августа напало неприятеля: 111 батальонов, 28 эскадронов, до 300 орудий";
		"Русских генералов: убито 2, ранен 1, воинов выбыло из строя до 9600";
		"Неприятеля: генералов убит 1, ранено 3, воинов выбыло из строя до 20 000".
		 Между текстами на выступающих гранях цоколя рельефное изображение мечей.
  |  | 
		 С северной и южной сторон памятника установлены на каминных постаментах две французские пушки, захваченные в этом сражении.
		Пушки укреплены на декоративных лафетах, изготовленных в Брянске. 
		На лафетах сохранились надписи: "1873 г. Сооружена чинами Брянского Арсенала при содействии генералов: Баранцева, Годолина 
		и Шпаковского". Вокруг постаментов - железная ограда. 
  |  
		 
		 
		 
 |  
		 
		 
		Сад Блонье - один из парков отдыха Смоленска, очень живописный и уютный. А когда-то на этом месте была  площадь. 
		 Здесь находятся скульптура Оленя и памятник композитору М. И. Глинке и небольшой светомузыкальный фонтан.
		 Парк разбил в 1830 году губернатор-просветитель Николай Хмельницкий (1789 - 1845), известный либеральными взглядами, литературными 
		дарованиями и любовью к освоению масштабных бюджетных проектов. 
 губернатор Николай Хмельницкий 
 
		 
		Николай Иванович Хмельницкий (потомок рода Богдана Хмельницкого) был смоленским губернатором в 1829-1837 годах 
		и очень много успел сделать для города.
		 Личность очень неординарная. Был адьютантом самого Кутузова, с русской армией дошел до Парижа.
		Петербургский генерал-губернатор Милорадович пригласил назначил его правителем своей канцелярии. 
		 При этом Хмельницкий в совершенстве владел немецким и французскими языками, переделывал пьесы малоизвестных
		 французских драматургов в изящные остроумные водевили, которые с успехом шли на петербургской сцене. 
		Им сделаны первые в России переводы пьес Мольера. В его доме в Петербурге Грибоедов впервые представил публике «Горе от ума».
		 
		 Став губернатором Смоленска, открыл публичную библиотеку с кабинетом для чтения, устроил первую в России губернскую выставку 
		ремесленных и мануфактурных изделий, под его руководством было составлено описание земледельческой карты губернии, её ремесленной 
		и торговой промышленности, восстановлена надвратная церковь Одигитрии, началось строительство дороги Смоленск-Москва.
		 Предварительно выбив разрешение (и финансирование) у императора Николая I, Хмельницкий на радостях он заложил «сад Блонье» 
		самолично с лопатой в руках.
   
		На первый взгляд «французское» слово «Блонье» — совсем даже не  ностранное, а древнеславянское, общее для множества языков. 
		Звучало оно изначально как «болоние» и обозначало пастбища, луга для выпаса скота, находящиеся в общем пользовании.
		До времён Ивана Грозного крепостная стена Смоленска проходила севернее нынешней, и район Блонье оставался за её пределами. Сюда горожане выгоняли на выпас свою крупную и мелкую рогатую скотину. Затем город вырос, стену построили там, где мы её знаем, а название осталось. Топонимы, то есть названия мест, вообще очень живучи и умудряются сохраняться веками и тысячелетиями.
		 Вскоре после открытия парка смоленские дамы оценили новое место для светских прогулок и устроили соревнование по 
		выращиванию редких и необычных цветов на его клумбах. В том числе чтобы привлечь внимание неженатого губернатора Хмельницкого. 
		Но потомок грозного гетмана и по совместительству автор пьес «Шалости влюблённых» и «Замужняя невеста» остался непоколебимым 
		холостяком и убеждённым повесой.
  |  
1885. памятник М.И.Глинке 
		 
		В 1885 году в саду был торжественно открыт памятник Глинке (скульптор - Фон Бок – немец по происхождению).
		и за этим местом было официально закреплено имя великого композитора. 
		Но большинство жителей города по сей день продолжают называть парк в центре Смоленска Блонье. 
		Часто не подозревая, что это не французское, а вполне русское слово.
Почему именно в Смоленске поставили памятник этому русскому композитору? Все просто. Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии 20 мая (1 июня) 1804 года, и естественно, что первый памятник ему поставили в Смоленске.
Интересна история монумента. Деньги собирались на него всенародно по подписке. Создавался памятник в течение двух лет, был торжественно установлен в день рождения композитора 20 мая 1885 года. На открытии присутствовало очень много народу, в том числе музыкальные гении П. И. Чайковский и М. А. Балакирев
  |  
Кафе «Русский Двор» 
		 
		 
		В саду Блонье можно не только погулять, но и перекусить в весьма интересном и колоритном месте.
		Кафе «Русский Двор» оформлено ярко, красочно, с юмором. Блюда недорогие – а эмоций много, особенно для детей!
		Так что меню свое не помним, а хорошие воспоминания точно остались.
  |  
		 
		 
		 
	
 |  
		 
		 
		 
		Набережную обустроили к 1150-летию города в 2013 году. Несмотря на то, что на работы городской бюджет выделил более 600 млн рублей, выглядит она достаточно скромно. Променад состоит из трех уровней, соединенных друг с другом при помощи переходов. Вдоль набережной высажены деревья, разбиты клумбы, расставлены скамейки и фонари, для детей организованы игровые площадки.
	
  |  
Памятники. скульптуры. 
 |  | 
		 Одной из достопримечательностей Смоленска является памятник Федору Коню. 
		Он был открыт в мае 1991 года, рядом с одной из самых мощных башен Смоленской крепости – Громовой. 
		 Авторы скульптуры  - архитектор А.К. Анипко и скульптор О.Н. Комов.
  |  
		 
		 
		Русский зодчий второй половины XVI века Федор Савельевич Конь (предположительно, настоящая фамилия — Иванов) 
		построил крепостную стену и башни города Смоленск в 1596-1602 годах, часть которых дошла до нашего времени. 
  |  
		 
		 
 
		О жизни зодчего известно очень мало. Считается, что Федор Конь был выходцем из Троицкого монастыря в Болдино: он делал вклады в монастырь, 
		помимо того, некоторые его родные были связаны с Болдиным. Одна из легенд гласит, что Борис Годунов опасался, что Федор Конь знает все тайны 
		многих крепостей. Царь решил его заточить в подвалах Соловецкого монастыря. Федор узнал об этом, в 1605 году он бежал и не был пойман. 
		Последнее упоминание о нем было в 1606 году. 
  |  
		 
		 
		Смоленск  - город большой, интересного в нем тоже очень много. Но, к сожалению, у нас время ограничено. 
		И все же, если что-то вдруг видим, что достойно внимания, хоть минутку, но потратим.
		Вот так получилось и здесь. Проезжали мимо - и вдруг сквозь ветви мелькнуло что-то родное - это же Пушкин!!! 
		Наше ВСЕ, Солнце русской поэзии! 
		 
		 
		 Ну значит - бегом, чтобы успеть хотя бы фотовпечатление оставить. Вот потому такое довольное выражение на лице)))
		А теперь чуть подробнее. 
		 
		 В начале 1970-х годов Министерство культуры РСФСР прислало Смоленску в дар бюст А.С.Пушкина работы скульптора Е.Ф. Белашова. 
		Автор изобразил Поэта в задумчивой позе, рукой поддерживающего голову и, вероятно, уже сочиняющего новые стихи...
		Бронзовый бюст установлен на колоннообразном гранитном постаменте.  
		 Специально для памятника разбили у стен Смоленской крепости небольшой но уютный сквер и назвали именем поэта. 
		 Сквер очень любят дети - летом в фонтанах резвятся разноцветные японские рыбки, специально выведенные 
		для подобных мест и очень радующие смоленскую детвору.
  |  
Памятник князю Владимиру         Наверх 
		 
		 
		 
 |  | 
		 Памятник Пржевальскому установлен в сквере его имени напротив музыкального училища (ул. Дзержинского, 17)
		облагороженная территория с музыкальным фонтаном.
		 
		 
		 2017 г., установлен за счет средств, собранных всей страной, скульптор Максим Малашенко, материал - бронза.
Монумент представляет собой бронзовую фигуру Николая Пржевальского в полный рост. На постаменте размещена табличка с текстом: «Николай Михайлович Пржевальский. 1839-1888. Выдающийся географ и путешественник, исследователь Центральной Азии, Почетный Член Императорского Русского географического общества».
Николай Михайлович Пржевальский вошел в историю как один из величайших ученых-путешественников. Его именем названы ледник на Алтае, хребет в Куньлуне, многие виды растений и животных, в том числе, лошадь Пржевальского. Он собрал внушительные зоологические, минералогические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, описанных специалистами позднее. В Смоленске имя исследователя носят улица в центре города и старейшая гимназия.
 продолжение следует...	
  	
		 		 
		
  
Следующая остановка нашего путешествия  - Вязьма 
		 | 
	 
 
 
	
		| 
		 Copyright © 2025 tapenik.ru
		 | 
	 
 
		
	 |